Top.Mail.Ru
БАНКОМАТЫ: не прячьте ваши денежки |

БАНКОМАТЫ: не прячьте ваши денежки

Банкомат является автоматизированным программным комплексом, основной функцией которого является выдача и прием денежных средств. Функционал банкоматов постепенно расширяется, и граждане с их помощью делают безналичные перечисления, оплачивают кредиты, подключают (отключают) различные банковские услуги, привязывают через банкомат к банковским картам электронные кошельки и многое другое.

В отличие от банков, банкоматы имеют ряд преимуществ, но есть у них и недостатки. Например, сбои в работе или ограничение суммы снятия наличных, которое постепенно сходит на нет, но еще встречается. А ведь это ущемление прав потребителя, который не может пользоваться своими деньгами в полном объеме. Существует и риск мошенничества. Ни одна программа не застрахована от взлома. В случае же с банкоматами это вдвойне актуально, ведь потенциальная прибыль для мошенников очевидна и очень привлекательна.

Вопросы пользования банковскими картами и совершения с их помощью операций регулируются Федеральным законом РФ от 2.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»,  Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», а также Положением Центрального банка РФ от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием».

Требования

к документу

об операциях

При совершении операции с использованием платежной карты составляются документы на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Документ по операциям с использованием платежной карты является основанием для осуществления расчетов по указанным операциям и (или) служит подтверждением их совершения.

Документ по операциям с использованием платежной карты должен содержать следующие обязательные реквизиты:

– дентификатор банкомата, электронного терминала или другого технического средства, предназначенного для совершения операций с использованием платежных карт;

– вид операции;

– дату совершения операции;

– сумму операции;

– валюту операции;

– сумму комиссионного вознаграждения (в случае невзимания комиссионного вознаграждения кредитная организация – эквайрер информирует держателя платежной карты соответствующей надписью об его отсутствии);

– код авторизации;

– реквизиты платежной карты.

Документ по операциям с использованием платежной карты может содержать дополнительные реквизиты, установленные внутрибанковскими правилами.

Важно знать, что кредитная организация – владелец банкомата обязана информировать держателя платежной карты до момента осуществления им расчетов с использованием платежной карты, предупреждающей надписью, отражаемой на экране банкомата:

о размере комиссионного вознаграждения, установленного кредитной организацией – владельцем банкомата и взимаемого ею за совершение указанных операций в дополнение к вознаграждению, установленному договором между кредитной организацией, осуществившей выпуск платежной карты, и держателем этой карты, либо об отсутствии такого вознаграждения, отражать по итогам этих операций информацию о комиссионном вознаграждении кредитной организации – владельца банкомата в случае взимания такого вознаграждения на чеке банкомата либо об отсутствии такого вознаграждения (ст. 29 ФЗ № 395-1).

Как обезопасить свою банковскую карту от несанкционированного снятия денег и как не стать жертвой мошенников при пользовании банкоматами?

  • Перед тем как вставить банковскую карту в прорезь, необходимо ознакомиться с надписями на нем и сообщениями на экране и после этого следовать указанным инструкциям.
  • Старайтесь пользоваться банкоматами надежных банков, обращать внимание на состояние банкомата и наличие проблем в его работе: если устройство неисправно, и об этом потребителя информирует сообщение, не нужно пытаться продолжить операцию, так как эти действия могут привести к потере денежных средств.
  • Не стоит пользоваться услугами посторонних лиц при эксплуатации банкомата. Лучше обратиться в отделение и попросить сотрудника банка помочь с затруднениями.
  • Будьте внимательными и не забывайте карту в банкомате.
  • Стоит подключить услугу СМС-информирования о банковских операциях, отслеживать остаток на счете.
  • Желательно какое-то время после проведения платежных операций сохранять чеки, обращать внимание на суммы, прописанные в них, даты выдачи чеков.
  • Необходимо следить за тем, чтобы никто не видел ПИН-код во время его набора.
  • Следует сохранять конфиденциальность информации о ПИН-коде: не сообщать его третьим лицам.
  • Необходимо быть внимательным при вводе ПИН-кода, ведь после набора его неверно 3 раза, банковская карта будет автоматически заблокирована.
  • Чтобы избежать проблем, следует всегда запрашивать у банкомата чек и пересчитывать купюры после выдачи.
  • В случае технического сбоя (банкомат задержал карту) не нужно паниковать. На аппарате должен быть указан номер телефона банка, по которому нужно незамедлительно позвонить, и, скорее всего, карта будет тут же заблокирована.
  • Если денежные средства не были выданы банкоматом, но потребитель получил СМС-сообщение об их списании, необходимо забрать карту из картоприемника и незамедлительно обратиться в банк.

Разрешаем спор с банком

Если денежные средства, помещенные в банкомат, по каким-либо причинам не поступили на счет, а также при возникновении иных проблем при пользовании банкоматом необходимо обращаться в банк с официальной письменной претензией с указанием своих требований. При отсутствии возможности вручить претензию лично в отделение банка, претензия может быть направлена заказным письмом, с описью вложения и уведомлением о вручении.

Банк как оператор по переводу денежных средств обязан рассматривать заявления клиента, в том числе при возникновении споров, связанных с использованием клиентом его электронного средства платежа, а также предоставить клиенту возможность получать информацию о результатах рассмотрения заявлений, в том числе в письменной форме по требованию клиента, в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения таких заявлений (п. 8 ст. 9 Закона о национальной платежной системе).

В случае невозможности разрешения спора с банком в досудебном порядке потребитель в праве в порядке ст.11 ГК РФ и ст. 17 17 Закона РФ от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) обратиться с иском в суд.

Материалы подготовлены специалистами

Территориального  отдела   Управления Роспотребнадзора по РС (Я) в Алданском районе.

Поделиться:

Добавить комментарий