Top.Mail.Ru
Анна Огаркова – полиграфистка и артистка из народа |

Анна Огаркова – полиграфистка и артистка из народа

Человек всегда хранит то, что дорого его сердцу, о чем остались лучшие воспоминания. Вот и Анна Васильевна Огаркова не расстается с фотографиями, на которых запечатлены сцены из народного театра «Романтики», с  программками, где  напечатаны названия постановок, фамилии режиссера-постановщика, звукооператора, действующих лиц и других, причастных к сценическому таинству, людей. Этот театр – второй в ее жизни, а до него она входила в состав творческого коллектива Улетовского народного театра в родном Забайкалье. Сохранились с тех времен программки двух постановок и единственная фотография. В кадр попала она с режиссером во время репетиции. Пойти в гости к Анне Васильевне и пообщаться было у меня два повода. Год театра, объявленный в стране, скоро финиширует, а мне еще предстоят встречи с актерами из народа. К тому же в нынешнюю субботу,  7 сентября, день рождения газеты. «Алданскому рабочему» исполнится 91 год.

Анна Васильевна Огаркова имеет прямое отношение к старейшей в республике районной газете. По профессии она – полиграфист, работала в типографии. До наступления всемогущей компьютеризации газетный текст набирался на строкоотливной машине, которая называлась линотипом. И этим она  занималась непосредственно. Процесс  безвозвратно ушел в прошлое, линотипы исчезли из типографий. Наступили иные времена, но минувшее не подлежит забвению. Газета много лет  создавалась совместными усилиями журналистов и полиграфистов, среди которых была и Анна Васильевна Огаркова.

Есть в бывшей Читинской области, переименованной теперь в Забайкальский край, село Калги. Находится оно на границе с Китаем. Это – малая родина Анны Огарковой, в девичестве Родионовой. Семья была многодетной, из шестерых детей. Отец работал водителем в колхозе, мать по дому управлялась и ребятишками занималась. После десятилетки Анна пошла работать, чтобы помогать отцу. Мать рано умерла от тяжелой болезни. Устроилась молоденькая девушка в пекарню. Пришлось ей здесь нелегко, ведь крепким здоровьем не отличалась. Да и душа к этому делу не лежала. В их селе три раза в неделю выходила районная газета «За коммунизм».  И она туда решила наведаться. Редактор, с которым встретилась, сразу же поинтересовался, как у нее  обстояло  в школе  с русским языком. Ответила, что четверка по этому предмету. Он ей устроил проверку, усадил писать диктант. Результат редактора устроил, взял на работу корректором. Потом ее отправили в город Нерчинск на курсы специалистов машинного набора, проще говоря, линотипистов. Выучилась, домой вернулась, стала работать в типографии. Редакция и типография в их селе были единым коллективом.

 Пришлось сменить место жительства по семейным обстоятельствам. Так она с дочкой Светой оказалась в селе Улеты, где выходила газета «Ленинское знамя» и был народный театр. Ей, конечно, даже и в голову не приходило отправиться сюда в артистки. Но слыла человеком с юмором, хохотушкой. Уговорили попробовать применить эти природные данные на сцене. И стал театр с конца семидесятых годов неотъемлемой частью ее жизни, любовью навсегда. Беру в руки пожелтевшую от времени программу спектакля «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова. Эту  постановку в 1979 году показал сельчанам их народный театр, и она шла с большим успехом. Напомню, что кинорежиссер Михаил Калатозов снял по этой пьесе свой замечательный фильм «Летят журавли», получивший  приз – «Пальмовую ветвь» Каннского международного кинофестиваля. Была задействована в спектакле Улетовского народного театра и Анна Огаркова, она исполнила роль Вари. Играла она также в комедии «Смешной день» В. Покровского. Среди исполнителей нахожу ее фамилию: «Давидыха – Анна Огаркова». Говорит, что зрители в зале умирали от смеха. Надо отметить, что этот сельский народный театр славился на все Забайкалье, неоднократно участвовал  в смотрах самодеятельных коллективов, получал награды.

Об Алданском районе в Якутии  узнала от режиссера их театра Галины Георгиевны Жуковой, которая была родом из Нижнего Куранаха. Заинтересовалась Анна и письмо в типографию написала. Мол, специальность у меня такая-то, хочу к вам переехать. На ответ не надеялась, а он очень быстро пришел. Тогдашний директор Зинаида Ивановна Берлякова пригласила ее на работу. Было это в 1982 году. С тех времен, уже 37 лет, Анна Васильевна Огаркова не расстается с нашим городом. Общий трудовой стаж ее в Алданской типографии 23 года. Всякое случалось при выпуске газеты. То свет отключался надолго, то старый линотип ломался. Приходилось порой задерживаться до глубокой ночи. Такси не было, обращались в милицию с просьбой домой отвезти. Там шли навстречу, присылали машину с решетками, для арестантов предназначенную. С благодарностью в нее садились – пешком идти страшно в темноте. При любых обстоятельствах  срыв  номера ни в коем случае не допускался, газета всегда выходила вовремя.

Заинтересовал ли ее народный театр «Романтики»? Конечно же. Режиссер Валентина Георгиевна Азаренко, как я уже рассказывала в газете, искала талантливых людей непосредственно на предприятиях и в организациях. Когда Анна Огаркова приехала, творческий коллектив уже был создан. Она пришла сюда сама и сказала режиссеру: «Возьмите меня в театр». Так что еще на одного «романтика» стало больше. Новичком Анну не назовешь – уже имелся у нее опыт игры на сцене. С радостью шла на репетиции, получала удовлетворение от общения с режиссером, артистами театра. Образованные, профессионально состоявшие люди: врачи, преподаватели, работники культуры, геологи, авиаторы, которых, как и ее, объединила любовь к театру, делали интересней, духовно богаче ее жизнь. Многое узнавала и открывала для себя. Сохранившиеся программки, фотографии свидетельствуют об ее участии в спектаклях, театральных ложах. У нее были роли в пьесе «Женитьба Бальзаминова», в драме «Валентин и Валентина», в сатирической комедии «Сильное чувство», в спектакле «На Сталинградском направлении», поставленном по трилогии Антонины Коптяевой, во многих театральных ложах. На одной из программок оставили свои автографы побывавшие в Алдане в восьмидесятые годы режиссер Александр Косарев и знаменитый актер, исполнитель роли Арамиса в фильме «Три мушкетера» Игорь Старыгин.

– После каждой премьеры, – говорит Анна, – зрители благодарили за доставленное удовольствие. На улицах люди подходили и спрашивали о том, когда будет новый спектакль, чем их удивят и порадуют в театральной ложе. Приятно было слышать такое, моральное удовлетворение получала.

«Романтики» были не только актерами, ее партнерами по сцене, но и отзывчивыми людьми. Анна жила с дочкой в доме барачного типа с печным отоплением. Вспоминает, как Аркадий Константинов и Владимир Люльченко  вызвались помочь. Пришли и дров накололи. После спектаклей, репетиций могли собраться за ужином у кого-нибудь из актеров дома. Пирожки дома пекла и приносила, чтобы всех угостить.  Для нее театр был большой, дружной семьей, о которой теперь очень скучает. Узнав о приезде в конце мая  из Свободного режиссера Валентины Георгиевны Азаренко, с радостью отправилась во Дворец культуры на встречу. До сих пор находится под впечатлением от общения с ней и актерами. Будто вернулась в прекрасное далеко…

Галина Пензина.

Фото предоставлены

А. Огарковой.

Поделиться:

Добавить комментарий