Альбина Белокопытова: «Смысл моей жизни – быть нужной и полезной людям»…

В субботу, 15 июня, юбилей у алданочки Альбины Ивановны Белокопытовой. Она на полтора десятка лет моложе родного предприятия.   АП «АЯМтранс» в нынешнем году исполняется девяносто. Во весь голос заявили об этой круглой дате Альбина Белокопытова и Надежда Пугачева, хотя в 2003 году предприятие перестало существовать. Противятся их сердца забвению, стараются они всячески, чтобы помнил золотой Алдан прославленный коллектив транспортников, его замечательных людей. Альбина Ивановна Белокопытова отдала любимой работе 37 лет, является представительницей трудовой династии Павловых – Белокопытовых,  стаж которой          в общей сложности  составляет 138 лет.

Слово «АЯМ» она слышала с самого детства. Родители, их друзья, знакомые работали в «АЯМтрансе», в структуру которого входили автобазы в Алдане, Большом Невере, Тынде, Чульмане… Альбина родилась в Тынде, тогда еще поселке, а в 1951 году семья Павловых, где росли две дочери, переехала в Алдан. Отец Иван Трофимович шоферил в автобазе (так называлось АТХ-2), мать Ольга Ильинична была техником по горюче-смазочным материалам. Жили Павловы на этой же улице, рядом с автобазой, в частном доме, он сохранился и по сей день. При виде его Альбине Ивановне вспоминаются детство, юность. Коллег своих родителей они с младшей сестренкой хорошо знали. Были с ними знакомы, когда на мамину и папину работу в автобазу прибегали, частенько аямовцы в их дом наведывались. Мама слыла хлебосольной хозяйкой, хорошо готовила, особенно вкусным получался у нее рыбный пирог.

Когда Альбина окончила одиннадцать классов в первой школе, вместе с аттестатом получила «корочку», дающую право работать воспитателем. В эпоху хрущевского правления в школах страны стало обязательным производственное обучение. Не поступишь в институт – иди работать, уже есть специальность. А еще в первой половине шестидесятых годов прошлого века в Советском Союзе придавалось большое значение развитию химической промышленности. Химия как предмет была приоритетной в школах. Многие выпускники намеревались выбрать профессию, именно с ней связанную. Альбина Павлова к таким относилась. Однако химиком-технологом она не стала, о чем в дальнейшем нисколько не жалела. Конкурс в профильный вуз был большой: 15 человек на место. Попытки поступить в институт не удались. Осталась в Иркутске, устроилась в детский сад круглосуточного пребывания. Так что полученная в школе профессия воспитателя в то время ей пригодилась, да и ребятишек она очень любила. Через два года вернулась домой – очень по Алдану и родителям скучала. Воспитателем, как хотелось, не стала: все дошкольные учреждения зимой 1965 года в городе были кадрами укомплектованы. 

Мария Алексеевна Ищенко, начальник отдела эксплуатации (староалданка, одна из первых пионерок нашего города), увидев Альбину, сказала: «Что же ты дома сидишь, иди к нам в АЯМ работать». К совету прислушалась. После месяца стажировки стала диспетчером во второй автобазе, где родители трудились. Новое дело пришлось по душе, быстро его освоила. Первая ее самостоятельная смена пришлась на новогоднюю ночь. Справилась. Успешно выдержала, образно выражаясь, боевое, а точнее, трудовое крещение. Диспетчер выдает путевые листы с конкретным заданием, он в курсе всего, что происходит на трассе, в местах погрузки-разгрузки. По окончании рейса должен осмотреть и принять транспорт. Но некоторые водители, бывало, забывали уведомить о том, что прибыли, просто ставили машину в гараж и уходили. Она расстраивалась: негоже так поступать. Выручал механик Михаил Иванович Чазов, по-отечески утешал и предлагал: «Давай, Альбинушка, вместе посмотрим и сверку сделаем». Очень она ему по сей день благодарна. Ей вообще везло на хороших людей, коллектив «АЯМтранса» в большинстве своем из таких и состоял. Здесь же, во второй автобазе, приглянулась Альбина водителю Анатолию Белокопытову, у них, можно сказать, случился служебный роман. В апреле 1966 года поженились, через год родился сын Александр. После декретного отпуска вышла на работу в центральную диспетчерскую службу АП «АЯМтранс», куда ее перевели. 

Начальником ЦДС был Михаил Иванович Мартынович, первоклассный специалист. Каждый день на трассу выходило более трехсот машин из пяти автобаз. Руководитель диспетчерской службы всегда знал их местонахождение, вел графики движения, отмечал следование по трассе каждого автомобиля, контролировал время погрузки и разгрузки, работал с клиентами. Его, а также опытных диспетчеров Евгению Ивановну Шорохову, Веру Всеволодовну Кантемирову, Альбину Александровну  Усольцеву, Елену Яковлевну Писареву Альбина запомнила на всю жизнь. Они являлись для нее эталоном любви к профессии, ответственности за порученное дело.  Имея семью, двухлетнего сынишку, в 1969 году поступила на автомеханическое отделение Алданского политехникума. Там была вечерняя форма обучения, которая для нее подходила. В группе была единственной представительницей прекрасного пола. Автомеханик – мужская профессия. Однокурсники с пониманием и уважением относились к ее выбору. В феврале 1972 года защитила диплом, а в марте родила второго ребенка, дочку Ольгу. Еще во время учебы на вечернем отделении, ее, человека толкового и ответственного, назначили инженером отдела эксплуатации. Затем заняла должность старшего инженера этого отдела.

– Работу свою освоила досконально, – говорит Альбина Ивановна.

Но она не переставала учиться, совершенствоваться. Делилась опытом и знаниями с коллегами диспетчерских и отделов автохозяйств. От них перенимала все самое лучшее в профессиональном плане. Активно участвовала в общественной жизни. Была секретарем комсомольской организации, председателем профкома и секретарем парткома управления АП «АЯМтранс», состояла в трактовом комитете предприятия. В 1989 году избиралась депутатом райсовета. Неоднократно становилась председателем участковой комиссии по выборам. Участок находился в здании Госстраха. Получила благодарственное письмо от Якутского обкома КПСС и Президиума Верховного Совета республики за успешное проведение выборной кампании. Постоянно занималась организацией и проведением на предприятии слетов передовиков производства, трудовых династий, коих на предприятии было 45, торжественных вечеров. Награждена знаками победителя соцсоревнования Министерства цветной металлургии и Центрального комитета профсоюза, медалью «Ветеран труда», ее имя занесено в Книгу почета предприятия. 

С мужем Анатолием Белокопытовым они вместе уже 53 года. Вырастили двоих детей, у них сейчас три внука. Двое уже взрослые, третий школьного возраста. Сыну и дочери нравится имя Дмитрий, поэтому одинаково назвали своих мальчишек. Еще есть внук Денис. Рассказ о юбиляре дополняет коллега по работе в АП «АЯМтранс», тоже хранительница памяти о родном коллективе, Надежда Ивановна Пугачева. Говорит, что Альбина Ивановна была заводилой всех самых интересных мероприятий, которые у них проводились. она – эрудит, читающий человек. Всю жизнь не расстается с книгой. И сейчас, в эпоху повального увлечения различными гаджетами, продолжает пополнять домашнюю библиотеку, выписывает по почте наложенным платежом понравившуюся литературу. Есть у нее и хобби. В часы досуга любит вместе с младшим внуком Димой, дочкиным сыном, составлять картины из пазлов. Эти картины украшают стены квартиры, где живут супруги Белокопытовы. Мама Ольга Ильинична учила ее рукоделию, в кружке Дома пионеров также в детстве занималась. Эти навыки очень пригодились в пору дефицита. Сама даже мужские рубашки шила. Умеет Альбина Ивановна и хорошо готовить. Все, кто бывал в их гостеприимном доме, знают ее фирменное блюдо. Эклеры из заварного теста она начиняет не сладким кремом, а солеными груздями. Получается такая закуска, что пальчики оближешь.

– Смысл моей жизни, – сказала по окончании нашей встречи Альбина Ивановна, – быть нужной и полезной людям. В год девяностолетия АП «АЯМтранс» публикуются материалы в газете, готовится к выпуску книга, к чему мы с Надеждой Ивановной Пугачевой прилагаем усилия. Пусть останется память о нашем родном коллективе и его замечательных тружениках. С живущими в Алдане аямовцами всегда рады встречаться и общаться.

 Галина Пензина.

Фото предоставлены

 А. Белокопытовой.

Поделиться:

Добавить комментарий